top of page


“Восемь любящих женщин” и мужчина-режиссер

Сергей Элькин

В театре-студии “By The Way” полным ходом идут репетиции спектакля “Восемь любящих женщин” по мотивам пьесы французского драматурга Робера Тома. Основатель и руководитель театра Вячеслав Каганович дебютирует в качестве режиссера.

В театре-студии “By The Way” полным ходом идут репетиции спектакля “Восемь любящих женщин” по мотивам пьесы французского драматурга Робера Тома. Основатель и руководитель театра Вячеслав Каганович дебютирует в качестве режиссера.

Робер Тома (1927-1989) – целая эпоха во французском театре второй половины XX века. Он ставил фильмы, играл в них, работал на телевидении, писал прозу, сценарии, пьесы. Он был творческим человеком, готов был жить в театре и в искусстве принимал все, кроме скуки. Больше всего Тома преуспел в драматургии. Две из его пьес хорошо известны многим из нас по популярным экранизациям: по мотивам пьесы “Попугаиха и цыпленок” в 1982 году вышел фильм Аллы Суриковой “Ищите женщину” с С.Чиаурели, Л.Куравлевым, С.Юрским, Е.Соловей, А.Абдуловым и Л.Ярмольником; по пьесе “Ловушка для одинокого мужчины” в 1990 году Алексеем Кореневым был снят одноименный фильм с Н.Караченцовым, Ю.Яковлевым, И.Шмелевой, В.Смеховым, И.Смоктуновским.

Свои “Восемь женщин” Тома сочинил в 1958 году. Премьеры пришлось ждать три года – она состоялась в 1961 году в театре “Эдуард VII” в Париже. Зато потом пьеса стала безумно популярна. Спектакли по ней ставились во Франции, в бывшем Советском Союзе, Европе, Америке… Самой известной киноэкранизацией до сих пор остается французский фильм 2002 года. Режиссер Франсуа Озон впервые в истории объединил три поколения лучших французских актрис: от Даниэль Дарье и Катрин Денев, Фанни Ардан, Эммануэль Беар, Людивин Санье до Виржини Ледуайен и Фирмин Ришар.

Я спросил режиссера спектакля Вячеслава Кагановича, почему он решил обратиться к пьесе Тома.

– В Америке мне больше всего хотелось вернуть к жизни два спектакля – “Феномены” по пьесе Григория Горина и “Восемь женщин”. Восстановить “Феноменов” мне удалось. Спектакль получился, прожил несколько лет, и с него началась история коллектива, которого сегодня, к сожалению, нет. “Восемь женщин” – это тоже память оттуда, из тех лет, “когда мы были молодыми”… Спектакль долгие годы шел в Минском народном театре Дворца культуры профсоюзов. Постановка Юрия Владимировича Степанова – моего первого настоящего театрального режиссера. За шесть лет работы я сыграл колоссальное количество ролей в его спектаклях и навсегда запомнил его уроки. Со спектаклем “Адвечная песня” по Якубу Коласу мы заняли первое место на Всесоюзном конкурсе народных театров в Паневежисе, в здании театра Баниониса. Мы играли на белорусском языке, композитором был “песняр” Мулявин. На следующий год на аналогичный конкурс в Тарту мы привезли “Фальшивую монету” по Горькому… Степанов ушел от нас полтора года назад. Спектакль “Восемь любяших женщин” я посвящаю его памяти. На афише есть строчка: “Юрию Владимировичу Степанову – режиссеру и учителю”.

– В какой степени новый спектакль повторяет степановскую постановку?

– Это другой спектакль просто потому, что я забыл подробности степановского спектакля. Все сочиняется заново. От степановской постановки я помню ощущение радости и… фантастические, двухэтажные декорации. Чтобы их поставить, все мужское население театра приходило за два часа!.. Юрий Владимирович оставил мне колоссальное количество музыки. За несколько месяцев до смерти он прислал порядка ста пятидесяти файлов. Все лето я подбирал, монтировал, разбирал музыку по тексту. Шумы, фоновые фрагменты, выстрелы из пистолета… В Минске мы делали просто. Брали доску, с двух сторон ставили актеров. Один оттягивал свой конец доски, в нужный момент отпускал его, и ба-бах – звучал выстрел. А чтобы знать, где нужный момент, надо было стоять и следить за тем, что происходит на сцене. Иногда не совпадало, но выстрел был громкий!.. Сейчас все проще. Аппаратура специальная, свет программируемый, музыка с компьютера…

– Автор назвал свою пьесу ироническим детективом. Удается показать иронию?

– Мы стараемся. Ирония в самом тексте, много реприз, которые “стреляют” в самую точку. Это не репризы ради реприз – они включены в драматургическую канву. Есть масса ситуационных придумок, которые возникают в процессе репетиций. Необычность фабулы заключается в том, что по ходу развития сюжета “стрелки” переводятся с одной женщины на другую, и зритель понимает, что каждая из восьми женщин могла быть убийцей. Интересно проследить, что происходит в этот момент с остальными… Мне кажется, в пьесе нет ни одного положительного персонажа. Внешне все женщины хорошо одеты, улыбаются, хорошо пахнут, но на самом деле они страшны. И они показывают свою сущность, когда оказываются в ситуации “пауков в банке”. Вот тут начинается самое любопытное… Но мы не будем раскрывать всех секретов. Кто окажется самым страшным персонажем в этой истории, зрители узнают на премьере!

Актеры и режиссеры любят театр Тома. Режиссеры – за творческую свободу (драматург никогда не ограничивал фантазии постановщиков), актеры – за остроумные фразы и яркие типажи, которые в умелых руках легко превращаются в бенефисные роли.

Одно время пьеса “Восемь женщин” была очень популярна в российских театрах. Ее ставили, в основном, для того, чтобы обеспечить работой актрис, которые годами ждут новых ролей. Представляете, как это здорово для режиссера – занять сразу восемь актрис! А когда два состава? А если три?! Но так можно делать в стационарных театрах с огромной труппой. А здесь, в Чикаго, в условиях русскоязычного “актерского дефицита”, найти восемь актрис казалось идеей утопической. Так казалось всем, кроме режиссера. Знакомьтесь, перед вами – восемь прекрасных дам, участниц спектакля:

Ирина Кесельман (Катрин). Родилась в Чикаго. Студентка Loyola University of Chicago. С малых лет любит театр. Занималась балетом. Играет на фортепиано. С 2017 года принимает участие в спектаклях музыкально-театральной студии “Браво”.

Ольга Умилина (Габи). Родилась и выросла в Нижнем Новгороде (Россия). Закончила Нижегородский университет, работала в Москве. Там же записала свой первый сольный альбом “Ни слова о любви”. Играет на гитаре. Участница бардовских слетов в Чикаго и Нью-Йорке. Была отмечена как лучшая исполнительница в жанре бардовской песни. Провела несколько сольных концертов в Чикаго, Миннеаполисе и Алабаме. Спектакль “Восемь любящих женщин” – ее дебют на театральной сцене.

Ирина Юкилевич (Бабушка). “Работаю в сфере информационных технологий, но всю жизнь любила и воспринимала искусство театра, как одну из важнейших и неотъемлемых частей жизни. Это чувство и случай привели меня в театр.“

Ирина (Рене) Спивак (Сюзон). Дизайнер, предприниматель. Участница проектов музыкально-театральной студии “Браво”, театра “Bluebird Arts” и других творческих коллективов Чикаго.

Алена Симонова (Пьеретта) – маркетолог, кандидат экономических наук, педагог, переводчик, член Союза журналистов России. Занималась организацией международных фестивалей, концертов, международных премий в области музыки. Принимала участие в постановках Театральной студии Волгоградского Дома офицеров, Театральной студии психодрамы в Москве. Окончила курсы “Актерское мастерство для сцены и жизни” в студии “Театр и чайники” в Москве. Более двадцати лет занималась танцами различных направлений. Принимала участие в театральных постановках, в том числе – в мюзикле “Чикаго”. Играла в спектаклях русскоязычного театра “Зеркало” в Чикаго. Принимает участие в постановках студии “Мистер Икс”. Участвует в показах мод и съемках в журналах мод в качестве модели.

Нонна Зекс (Шанель). Преподавательница фортепиано. Лауреат Всесоюзного смотра творческой молодежи. В разные годы была музыкальной руководительницей Театральной студии Дома ученых Львова, джазового вокально-инструментального трио “Эксперимент”, еврейского вокально-танцевального ансамбля “Мазлтов”. В настоящее время – музыкальный руководитель и актриса музыкально-театральной студии “Браво”. Автор трех поэтических сборников, прозы. Член Международного литературного клуба “Андерсваль” (Голландия).

Наталья Буйный (Огюстина). “Мой первый сценический опыт случился в студенческом театре Ташкентского Политехнического института. Полюбила театр навсегда. Училась в музыкальной школе, играла на фортепиано. В Чикаго участвовала в постановке спектакля “Юбилей” в качестве помощницы режиссера. Теперь заново учусь быть на сцене, а точнее, жить на ней.”

Инна Констант (Луиза). Выпускница Киевского института Народного хозяйства. Экономист. Занимается медицинским биллингом. Член Бард-клуба. Активная участница поляны “Прачечная”. Призер за лучшую клоунаду. “Восемь любящих женщин” – первый опыт участия в театральной постановке.


Я спросил у Вячеслава Кагановича, как он работает с таким “цветником”.

– Моя главная задача – “выколотить” из них актрис. Слово “игра” на репетициях отсутствует. “Как я сыграла?” – так говорить нельзя. “Как я прожила этот фрагмент?” – это пожалуйста. И мы начинаем разбираться. Достаем эмоции, интонации только изнутри, из себя, своих кишок, нервов… Есть человек, выходящий на сцену, и есть персонаж спектакля. Все получится только в том случае, если человек сольется со своим персонажем и в нем не будет присутствовать “актерства”. Это – самая важная, сложная, но и самая интересная задача. Все остальное – от лукавого… Я не умею играть. Я все пропускаю через себя, все равно оставаясь собой – Вячеславом Кагановичем. В одном интервью Фаина Раневская сказала одной молодой журналистке: “Деточка, ты уже много раз произнесла слово “играю”. Я не знаю, что это такое. Я живу. Если я на сцене не живу, то я проваливаюсь. Я ЛИЧНО должна проживать роль моей героини”. Для меня эти слова стали ключом к пониманию существования актера на сцене. Если человек верит мне, значит, я прав. Я должен в себе найти те петельки и крючочки, которые зацепят меня. Если я начну что-то из себя изображать, я проиграю. Я роль могу только прожить… Я на всю жизнь запомнил встречу, которая состоялась у меня в Ленинграде. Меня послали на курсы повышения квалификации. Я месяц каждый вечер ходил в театр. В один из дней мне посчастливилось попасть на встречу с Георгием Александровичем Товстоноговым. Он сидел на сцене, перед ним стоял стол, пачка сигарет, пепельница. После окончания вечера я бросился к нему. “Георгий Александрович, я – инженер. Играю в Народном театре. Я хочу вам задать глупый, дилетантский вопрос. Скажите, пожалуйста, вы не считаете, что то, чем мы занимаемся, является вторжением дилетантов в область высокого искусства?” Он спросил: “А к вам люди ходят?” – “У нас всегда аншлаг.” – “Вот вам и ответ. Если то, что вы делаете, нужно людям и на ваши спектакли ходят, то не имеет значения то, как вы себя называете.” Я на всю жизнь запомнил ответ Товстоногова… На самом деле мы, конечно, играем в театр. Это – эксперимент и для меня, и для всех участников. Я не думал, что он меня так захватит, не думал, что мне будет так интересно разбираться в образах, искать, ошибаться, снова пробовать, находить решения…

Вячеслав Каганович – основатель и в течение десяти лет один из руководителей первого в Чикаго русскоязычного театра “Атриум”. В 2011 году он создал новый театральный коллектив – “By The Way”. В то время, как повсеместно (за редчайшим исключением) в Америке спектакль идет в течение одного-двух-трех месяцев, после чего его участники разбредаются по другим проектам, в театре-студии “By The Way” спектакли идут годами. Перечислю лишь некоторые: “Айдонт андерстенд” по пьесе В.Шендеровича “Потерпевший Гольдинер” (режиссер — постановщик – С.Коковкин, премьера – 22 октября 2011 года), моноспектакль Кагановича “Голос” по мотивам рассказа С.Гансовского (премьера – 1 октября 2012 года), “Тустеп на фоне чемоданов” по пьесе Р.Баэра (режиссер-постановщик – Г.Черняховский, премьера – 25 января 2014 года), “Шагал. Цвет любви” по пьесе З.Сагалова “Полеты с ангелом” (режиссер-постановщик – А.Швецов, премьера – 15 мая 2015 года), “Селфи со Склерозом” по одноименной пьесе А.Володарского (режиссер-постановщик – И.Шац, премьера – 18 ноября 2017 года). Вспомню еще инсценировку “Тевье и Голда” по пьесе Г.Горина “Поминальная молитва”, “музыкально-поэтические метаморфозы” “Мой Дольский”, “Мой Горин” – трогательное признание в любви прекрасному писателю, композицию по поэзии Д.Самойлова “Зачем я существую…”.

Рассказ о спектакле “Восемь любящих женщин” будет неполным без упоминания постоянной творческой команды “By The Way”: художник – Ирина Ратнер, художник-гример – Галина Менихес, свет – Петр Сенченков, звук – Галина Шоган, помощник режиссера – Инна Яновская, афиша и буклет – Григорий Дикштейн.

Театр-студия “By The Way” живет яркой, насыщенной жизнью. В марте прошли гастроли в Майами, в апреле со спектаклем “Айдонт андерстенд!” коллектив ждут в Торонто на Международном театральном фестивале “Смешно до слез!”, в мае ожидаются гастроли театра в Лондоне. Чикаго – Торонто – Лондон – далее везде… Ну а ближайшая премьера театра-студии – совсем скоро. Удачи!

Nota bene! Спектакль “Восемь любящих женщин” пройдет 30 и 31 марта в 7 часов вечера в помещении Prairie Lakes Community Center по адресу 515 E Thacker Street, Des Plaines, Illinois 60016. Билеты – в театральных кассах Чикаго и пригородов, а также на сайте https://www.bythewaytheater.com/. Справки по телефону – 847-480-0023.

https://thereklama.com/vosem-lyubyashchikh-zhenshchin-i-muzhchina-rezhisser/?fbclid=IwAR2D7vmADsHhEmV_oeGruhCKE0-pAgvvdLVynBcTDaKJGLaoucTT0raClYY


bottom of page